Государственное образовательное учреждение
профессиональное училище №29 готовит специалистов строительного профиля.
Базовым предприятием и социальным партнером является ЗСМК.
Главный субъект нашего учреждения –
это учащиеся, окончившие 9 классов общеобразовательной школы.
Подростки приходят к нам учиться по разным причинам:
профессиональные мотивы, семейные обстоятельства, плохая дисциплина
и неуспеваемость в школе.
Много к нам поступают учащихся из
детских домов и интернатов. Отсюда, встречаются дети с комплексом
личностных проблем, высоким уровнем тревожности, конфликтности,
неумением налаживать коммуникативные отношения со сверстниками,
плохой силой воли. Приходят дети с полной школьной деградацией,
крайне отрицательным отношением к учебе, изначально неготовые
учиться. До 60 % ребят приходят учиться не осознанно, а вынужденно.
Надо ли говорить, как трудно и не
просто работать нашим педагогам, мастерам производственного
обучения с такими детьми. Ежеминутно приходится учитывать уровень
образовательного, культурного, психологического состояния учащихся.
Новая обстановка, новые условия
обучения порождают беспокойство, тревогу, напряжение учащихся.
Каждый стремиться занять лучшую социальную нишу в группе.
Исследования показали, что в период адаптации (сентябрь ,октябрь) –
30% учащихся имеют нервно – психические отклонения и невротические
состояния, 30% детей испытывают стресс, находятся в состоянии
психического напряжения, 22% имеют личные психологические проблемы,
только 8% учащихся имеют нормальное спокойное психологическое
состояние.
Поэтому первоочередная задача
педагогов и психолога - обеспечить успешную адаптацию каждого
подростка. С первого дня пребывания в училище ни один подросток не
должен остаться незамеченным. Для выполнения этой задачи составлена
программа воспитательной работы, основанная на педагогике личностно
– ориентированного обучения.
Основной линией для реализации данной
задачи является личностное и профессиональное развитие учащихся, и в
зависимости от периода обучения определяются более частные задачи и
цели психологического сопровождения.
На первом курсе решающей задачей является помощь в адаптации
учащихся к новым условиям обучения, развитие интереса к избранной
профессии. На втором курсе – задачи формирования свойств личности,
индивидуальности, интеллигентного и профессионального , развитие
профессиональных способностей подростков. Учащийся третьего курса –
выпускник, который должен принять ответственность за себя, и за те
стороны общественной жизни, которые будут от него зависеть
Поэтому главная задача
психологической службы на этом этапе – помощь в определении
жизненных ориентиров, перспектив, смысла жизни, выбору жизненного
пути.
В реализации поставленных задач
используются разные формы и средства: от диагностики и
психопросвещения до тренингов и игр - упражнений. Особого отношения
к себе требуют дети – сироты и опекаемые. Для работы с ними
разработан комплекс мер: проведение тренингов коммуникативных
умений, работа по программе «Лидерство», включение подростков в
трудовую и культурно – досуговую деятельность.
Беспокоит тот факт, что больше
половины учащихся проводит свободное время праздно, развлекаясь. На
вопрос : «Чем занимаешься в свободное время?», ребята отвечают:
«гуляю» -68%; «слушаю музыку» - 57%; «смотрю телевизор» - 41%;
«занимаюсь в секциях, кружках» - 32%. Как показало исследование,
меньше правонарушений совершают те учащиеся, которые активно заняты
в свободное время (читают, занимаются спортом, в кружках,
подрабатывают), у этих учащихся отмечен более высокий статус в
учебных группах.
Большой, вызывающей тревогу
проблемой, является рост алкоголизации и наркотизации подростковой
среды: 43% наших учащихся пьют постоянно пиво (2 – 3 раза в неделю),
40% учащихся пьют водку с периодичностью один раз в месяц.
Оказавшись в ситуации выбора, столкнувшись с проблемой, конфликтом,
к сожалению, подростки пытаются самостоятельно выйти из положения
или приходят к авторитетному для них человеку, а им становятся друг,
подруга, родители, педагоги. Еще ребята снимают конфликты, стрессы,
напряжения таким образом: слушают музыку – 65%, общаются с друзьями
– 46%, спят – 20%, курят – 18%, кричат – 11%, употребляют спиртное –
7%.
Объектом особого внимания являются
семьи учащихся. К сожалению, в последнее время прослеживаются
негативные тенденции в воспитании детей:
- происходит дальнейшая
дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся морально –
этические, нравственно – этические нормы, семейные традиции.
- отмечается массовое разобщение
семей, отчуждение детей от родителей.
Негативное влияние информационного
поля, в котором происходит воспитательный процесс (на молодежь
обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный
образ жизни, насилие, преступность).
Очень остро стоит проблема
алкоголизации в семьях. Исследуя эту проблему, выявлено, что в
семьях учащихся родители пьют с такой периодичностью: отец – 1 раз в
неделю у 27% учащихся; 1 раз в две недели – у 60% учащихся; мать – 1
раз в неделю у 10% учащихся, 1 раз в две недели у 26% учащихся.
Для оказания помощи и в целях
содействия формированию семьянина – родителя, работа с родителями
организована в следующих формах: индивидуальные консультации,
встречи, родительские собрания.
Исходя из вышеперечисленных проблем,
в работе психологической службы акцентируется внимание на усиление
практической помощи учащимся, особенно сиротам, семьям.
Психологическое просвещение сотрудников учебно – воспитательного
процесса по проблемам межличностных отношений (с учащимися, с
коллегами), развитием ценностных личностных качеств как у
обучающихся, так и у себя по проблемам эмоционального и
поведенческого характера. Происходит освоение технологии
психологического сопровождения, ведется поиск новых эффективных форм
работы. Процесс творческого самоопределения работы психологической
службы продолжается, т.к. здесь неисчерпаемый запас возможностей.
Марина Юрьевна Хайдарова
педагог - психолог
|