Вперед

Назад

Практическая психология. Наблюдения, анализ, размышления

На главную

Государственное образовательное учреждение профессиональное училище №29 готовит специалистов строитель­ного профиля. Базовым предприятием и социальным партнером является ЗСМК.

Главный субъект нашего учреждения – это учащиеся, окончившие 9 классов общеобразовательной школы. Подростки приходят к нам учиться по разным причинам: профессиональные мотивы, семейные обстоятельства, плохая дисциплина и неуспеваемость в школе.

Много к нам поступают учащихся из детских домов и интернатов. Отсюда, встречаются дети с комплексом личностных проблем, высоким уровнем тревожности, конфликтности, неумением налаживать коммуникативные отношения со сверстниками, плохой силой воли. Приходят дети с полной школьной деградацией, крайне отрицательным отношением к учебе, изна­чально неготовые учиться. До 60 % ребят приходят учиться не осознанно, а вынужденно.

Надо ли говорить, как трудно и не просто работать нашим педаго­гам, мастерам производственного обучения с такими детьми. Ежеминутно приходится учитывать уровень образовательного, культурного, психологиче­ского состояния учащихся.

Новая обстановка, новые условия обучения порождают беспокой­ство, тревогу, напряжение учащихся. Каждый стремиться занять лучшую социальную нишу в группе. Исследования показали, что в период адаптации (сентябрь ,октябрь) – 30% учащихся имеют нервно – психические отклонения и невротические состояния, 30% детей испытывают стресс, находятся в состоянии психического напряжения, 22% имеют личные психологические проблемы, только 8% учащихся имеют нормальное спокойное психологическое состояние.

Поэтому первоочередная задача педагогов и психолога - обеспечить успешную адаптацию каждого подростка. С первого дня пребывания в училище ни один подросток не должен остаться незамеченным. Для выполнения этой задачи составлена программа воспитательной работы, основанная на педагогике личностно – ориентированного обучения.

Основной линией для реализации данной задачи является личностное и профессиональное развитие учащихся, и в зависимости от периода обучения определяются более частные задачи и цели психологического сопровождения.

На первом курсе решающей задачей является помощь в адаптации учащихся к новым условиям обучения, развитие интереса к избранной профессии. На втором курсе – задачи формирования свойств личности, индивидуальности, интеллигентного и профессионального , развитие профессиональных способностей подростков. Учащийся третьего курса – выпускник, который должен принять ответственность за себя, и за те стороны общественной жизни, которые будут от него зависеть

Поэтому главная задача психологической службы на этом этапе – помощь в определении жизненных ориентиров, перспектив, смысла жизни, выбору жизненного пути.

В реализации поставленных задач используются разные формы и средства: от диагностики и психопросвещения до тренингов и игр - упражнений. Особого отношения к себе требуют дети – сироты и опекаемые. Для работы с ними разработан комплекс мер: проведение тренингов коммуникативных умений, работа по программе «Лидерство», включение подростков в трудовую и культурно – досуговую деятельность.

Беспокоит тот факт, что больше половины учащихся проводит свободное время праздно, развлекаясь. На вопрос : «Чем занимаешься в свободное время?», ребята отвечают: «гуляю» -68%; «слушаю музыку» - 57%; «смотрю телевизор» - 41%; «занимаюсь в секциях, кружках» - 32%. Как показало исследование, меньше правонарушений совершают те учащиеся, которые активно заняты в свободное время (читают, занимаются спортом, в кружках, подрабатывают), у этих учащихся отмечен более высокий статус в учебных группах.

Большой, вызывающей тревогу проблемой, является рост алкоголизации и наркотизации подростковой среды: 43% наших учащихся пьют постоянно пиво (2 – 3 раза в неделю), 40% учащихся пьют водку с периодичностью один раз в месяц. Оказавшись в ситуации выбора, столкнувшись с проблемой, конфликтом, к сожалению, подростки пытаются самостоятельно выйти из положения или приходят к авторитетному для них человеку, а им становятся друг, подруга, родители, педагоги. Еще ребята снимают конфликты, стрессы, напряжения таким образом: слушают музыку – 65%, общаются с друзьями – 46%, спят – 20%, курят – 18%, кричат – 11%, употребляют спиртное – 7%.

Объектом особого внимания являются семьи учащихся. К сожалению, в последнее время прослеживаются негативные тенденции в воспитании детей:

- происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся морально – этические, нравственно – этические нормы, семейные традиции.

- отмечается массовое разобщение семей, отчуждение детей от родителей.

Негативное влияние информационного поля, в котором происходит воспитательный процесс (на молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность).

Очень остро стоит проблема алкоголизации в семьях. Исследуя эту проблему, выявлено, что в семьях учащихся родители пьют с такой периодичностью: отец – 1 раз в неделю у 27% учащихся; 1 раз в две недели – у 60% учащихся; мать – 1 раз в неделю у 10% учащихся, 1 раз в две недели у 26% учащихся.

Для оказания помощи и в целях содействия формированию семьянина – родителя, работа с родителями организована в следующих формах: индивидуальные консультации, встречи, родительские собрания.

Исходя из вышеперечисленных проблем, в работе психологической службы акцентируется внимание на усиление практической помощи учащимся, особенно сиротам, семьям. Психологическое просвещение сотрудников учебно – воспитательного процесса по проблемам межличностных отношений (с учащимися, с коллегами), развитием ценностных личностных качеств как у обучающихся, так и у себя по проблемам эмоционального и поведенческого характера. Происходит освоение технологии психологического сопровождения, ведется поиск новых эффективных форм работы. Процесс творческого самоопределения работы психологической службы продолжается, т.к. здесь неисчерпаемый запас возможностей.

Марина Юрьевна Хайдарова

педагог - психолог

 

Вперед

Назад

На главную
 
Сайт управляется системой uCoz