Вперед

Назад

История создания ПУ №29 На главную

В истории профессионально – технического образования в СССР выделяются два периода.

Первый период.

 1917 – 1940 г.г. – становление и упрочнение советской системы профессионально – технического образования и профессиональной педагогики в условиях перехода от капитализма к социализму. В этот период выделяются три исторически и логически завершенных этапа.

1917 – 1920 г.г. – ликвидация капиталистической системы ученичества и коренная перестройка старой ремесленной школы, поиск новых форм подготовки квалифицированной рабочей силы, централизация руководством дела профтехобразования, начало преобразования подготовки рабочих на принципах «новой педагогики социализма».

1921 - 1933 г.г. – формирование государственной системы профтехобразования, становление советской профессионально- технической школы и превращение школ ФЗУ в основную форму подготовки квалифицированной рабочей силы из числа молодежи. В эти годы шло интенсивное развитие теории и методики профтехобразования. Создавались научные и методические центры.

1933 – 1940 г.г. – развитие профессионально технической школы, как школы с выраженной профессиональной направленностью, массового и широкого развития различных форм технического обучения на предприятиях.

Для этого этапа характерны углубление децентрализации руководства учебными заведениями и обособление организационно методического руководства, вызвавшее постепенное отставание подготовки квалифицированных рабочих в школах ФЗУ и в школах типа ФЗУ от потребностей народного хозяйства, что особенно выявилось в годы третьей пятилетки.

Всё это потребовало перестройки системы профтехобразования.

 

Второй период.

1940 – 1958 г.г. – период создания и развития государственных трудовых резервов, как единой централизованной системы подготовки и распределения квалифицированных рабочих из числа молодежи.

1940 – 1945 г.г. – возникновение школ и училищ трудовых резервов в предвоенные годы и их развитие в годы Великой Отечественной войны. Специфическая особенность этих лет  - превращение школ ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищ в важнейший источник пополнения заводов и фабрик квалифицированными рабочими, заменивших взрослых рабочих, ушедших на фронт Великой Отечественной войны.

Учебные заведения трудовых резервов выполняли в эти годы важнейшую задачу – защиту подрастающего поколения от тягот войны.

1945 – 1958 г.г. – дальнейшее развитие системы государственных трудовых резервов в годы восстановления народного хозяйства.

Особенность этого этапа – совершенствование и специализация учебных заведений трудовых резервов, укрепление связей между системами общего и профессионального образования в условиях всеобщего семилетнего образования.

 

1959 – 1980 г.г. – период перестройки и совершенствования профтехобразования в соответствии с требованиями развития общества и научно – технической революции, повышение роли учебных заведений профтехобразования в подготовке высококвалифицированных рабочих и осуществление всеобщего среднего образования.

Этот период делится на два этапа.

1959 – 1965 г.г. – перестройка системы трудовых резервов и создание единого типа профессионально – технической школы – городских и сельских профессионально технических училищ, переводе их на базу школ – восьмилеток.

1966 – 1980 г.г. – этап осуществления долговременной программы подготовки квалифицированных рабочих на основе постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии профтехобразования (1969, 1972, 1975, 1977, 1979 г.г.),

В эти годы проведено широкое преобразование профессионально - технических учебных заведений в средние  профессионально - технические училища, дающие наряду с профессиональной подготовкой общее среднее образование. Этот период характеризуется широким развитием научно – исследовательской и методической работы по подготовке квалифицированных рабочих, углублением воспитательной работы в училищах на основе комплексного подхода.

 

История профтехобразования впервые получила своё освещение ещё в конце 19 начале 20 веков. Среди  этих работ особенно выделяются И.А. Анопова  «Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего, научно – технического и ремесленного образования в России».

Подготовлены очерки истории, посвященные отдельным периодам и этапам развития профессиональной школы (А.Н. Веселов, Н.И. Барбашев, Н.Н. Кузьмин, Ф.Ф. Королев).

Начато исследование истории профессионально - технического образования в республиках и регионах (Г.А. Уманов, А.А.Исмаилов, В.М. Гру и другие).

Благодаря изучению новых форм и методов обучения и тенденции их постоянного совершенствования, раскрыты особенности форм и методов воспитательной работы в различных типах профессиональных учебных заведений и отслежена взаимосвязь в их развитии.

(Материал взят из архивных данных)

Вперед

Назад

На главную

Сайт управляется системой uCoz