В истории профессионально – технического образования в
СССР выделяются два периода.
Первый период.
1917
– 1940 г.г. –
становление и упрочнение советской системы профессионально –
технического образования и профессиональной педагогики в условиях
перехода от капитализма к социализму. В этот период выделяются три
исторически и логически завершенных этапа.
1917 – 1920 г.г.
– ликвидация капиталистической системы ученичества и коренная
перестройка старой ремесленной школы, поиск новых форм подготовки
квалифицированной рабочей силы, централизация руководством дела
профтехобразования, начало преобразования подготовки рабочих на
принципах «новой педагогики социализма».
1921 - 1933 г.г.
– формирование государственной системы профтехобразования,
становление советской профессионально- технической школы и
превращение школ ФЗУ в основную форму подготовки квалифицированной
рабочей силы из числа молодежи. В эти годы шло интенсивное развитие
теории и методики профтехобразования. Создавались научные и
методические центры.
1933 – 1940 г.г.
– развитие
профессионально технической школы, как школы с выраженной
профессиональной направленностью, массового и широкого развития
различных форм технического обучения на предприятиях.
Для этого этапа характерны углубление
децентрализации руководства учебными заведениями и обособление
организационно методического руководства, вызвавшее постепенное
отставание подготовки квалифицированных рабочих в школах ФЗУ и в
школах типа ФЗУ от потребностей народного хозяйства, что особенно
выявилось в годы третьей пятилетки.
Всё это потребовало перестройки системы
профтехобразования.
Второй период.
1940 – 1958 г.г. – период создания и развития государственных
трудовых резервов, как единой централизованной системы подготовки и
распределения квалифицированных рабочих из числа молодежи.
1940 – 1945 г.г.
– возникновение школ и училищ трудовых резервов в предвоенные годы и
их развитие в годы Великой Отечественной войны. Специфическая
особенность этих лет - превращение школ ФЗО, ремесленных и
железнодорожных училищ в важнейший источник пополнения заводов и
фабрик квалифицированными рабочими, заменивших взрослых рабочих,
ушедших на фронт Великой Отечественной войны.
Учебные заведения трудовых резервов выполняли в эти годы важнейшую
задачу – защиту подрастающего поколения от тягот войны.
1945 – 1958 г.г.
– дальнейшее развитие системы государственных трудовых резервов в
годы восстановления народного хозяйства.
Особенность этого этапа – совершенствование и
специализация учебных заведений трудовых резервов, укрепление связей
между системами общего и профессионального образования в условиях
всеобщего семилетнего образования.
1959 – 1980 г.г.
– период перестройки и совершенствования профтехобразования в
соответствии с требованиями развития общества и научно – технической
революции, повышение роли учебных заведений профтехобразования в
подготовке высококвалифицированных рабочих и осуществление всеобщего
среднего образования.
Этот период делится на два этапа.
1959 – 1965 г.г.
– перестройка системы трудовых резервов и создание единого типа
профессионально – технической школы – городских и сельских
профессионально технических училищ, переводе их на базу школ –
восьмилеток.
1966 – 1980 г.г.
– этап осуществления долговременной программы подготовки
квалифицированных рабочих на основе постановлений ЦК КПСС и Совета
Министров СССР о развитии профтехобразования
(1969, 1972, 1975,
1977, 1979 г.г.),
В эти годы проведено широкое преобразование
профессионально - технических учебных заведений в средние
профессионально - технические училища, дающие наряду с
профессиональной подготовкой общее среднее образование. Этот период
характеризуется широким развитием научно – исследовательской и
методической работы по подготовке квалифицированных рабочих,
углублением воспитательной работы в училищах на основе комплексного
подхода.
История профтехобразования впервые получила
своё освещение ещё в конце 19 начале 20 веков. Среди этих работ
особенно выделяются И.А. Анопова «Опыт систематического обозрения
материалов к изучению современного состояния среднего, научно –
технического и ремесленного образования в России».
Подготовлены очерки
истории, посвященные отдельным периодам и этапам развития
профессиональной школы
(А.Н. Веселов, Н.И.
Барбашев, Н.Н. Кузьмин, Ф.Ф. Королев).
Начато исследование
истории профессионально - технического образования в республиках и
регионах
(Г.А. Уманов,
А.А.Исмаилов, В.М. Гру и другие).
Благодаря изучению новых форм и методов
обучения и тенденции их постоянного совершенствования, раскрыты
особенности форм и методов воспитательной работы в различных типах
профессиональных учебных заведений и отслежена взаимосвязь в их
развитии.
(Материал взят из
архивных данных) |